Для отказа в государственной регистрации товарных знаков Гражданским кодексом РФ определены основания, определяющие по своей сути условия регистрации товарных знаков или их охраноспособность. Эти основания для отказа в регистрации можно условно разделить на две основные группы: абсолютные основания и относительные основания. Такое деление на абсолютные и иные (относительные) группы оснований для отказа в регистрации товарных знаков было принято в действовавшем до 01 января 2008 г. Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождении товаров».
Абсолютные основания для отказа в государственной регистрации товарного знака позволяют без сопоставления с другими объектами прав третьих лиц оценить существо заявленного на регистрацию в качестве товарного знака обозначения, его способность выполнять функции товарного знака, включая основную функцию - индивидуализирующую или различительную. При этом под различительной способностью товарного знака необходимо понимать способность обозначения вызывать в сознании потребителей ассоциации, связанные с конкретным производителем маркируемой продукции, а не с индивидуализируемыми товарным знаком товарами и услугами.
Относительные основания для отказа в государственной регистрации товарного знака должны дать ответ на вопрос, а не будет ли заявленное обозначение в случае его регистрации в качестве товарного знака, нарушать права третьих лиц на другие объекты интеллектуальной собственности, в том числе на охраняемые товарные знаки.
Исчерпывающий перечень причин отказа приведен в статье 1483 ГК РФ.
С уважением, Лидия Андреевна Хлямова
Руководитель отдела регистрации ОИС