«Аэрофлот» в конце 2019 года подал заявки в Роспатнет на регистрацию пяти фирменных цветов — красного, оранжевого и трех оттенков синего. Заявки опубликованы на портале Федерального института промышленной собственности, где выложены все документы Роспатента.
Согласно документу с описанием бренда «Аэрофлота», у компании 16 корпоративных цветов, из которых четыре являются основными. Зарегистрировать «Аэрофлот» хочет все основные цвета и один вторичный.Основные цвета «Аэрофлота» — это красный Pantone 186, оранжевый Pantone 158 и синие Pantone Reflex Blue и Pantone 2748. Вторичный оттенок, который регистрирует компания — это синий Pantone 287. Роспатент пока не выдал заключение по заявкам «Аэрофлота», они находятся на экспертизе.
В «Аэрофлоте» заявили, что выбрали не все фирменные цвета, а только пять, потому что они больше всего ассоциируются с авиакомпанией. Закрепить за собой эти цвета «Аэрофлот» хочет, потому что «подобная регистрация является общепринятой международной практикой».
Цвета из заявок «Аэрофлота»
Регистрация товарного знака на сегодняшний день – самая эффективная защита фирменного стиля, а когда бренд является широко известным – это практически необходимость, говорит старший юрисконсульт FBK Legal Дарья Терещешко.
При этом любые товарные знаки, в том числе и цвет, регистрируются только в конкретном классе товаров или услуг. В заявках «Аэрофлота» указано, что они касаются авиаперевозок. Так перевозчик защитит свои фирменные цвета от других авиалиний, пояснил генеральный директор «Правокард» Станислав Каплан.
Фирменные цвета защищены законом у нескольких крупных российских компаний. Так, в 2015 году Сбербанк закрепил за собой право на зеленый Pantone 349, а МТС – на красный Pantone 485. «Газпром» в 2016 году зарегистрировал синий Pantone 300CV.
Несмотря на прецеденты, зарегистрировать цветовой товарный знак непросто, отмечает Дарья Терещенко. Компании нужно обосновать, что у потребителя образуется стойкая ассоциативная связь между определенным оттенком цвета и конкретным товаром или производителем, а это не всегда удается даже крупным игрокам.
Например, Red Bull не смог закрепить за собой сочетание синего и серебристого цветов, которое используется на упаковке энергетика, а у «Евросети» не вышло зарегистрировать свой знаменитый желтый цвет, напоминает Терещенко. Мелкому же бизнесу доказать узнаваемость своего фирменного цвета еще сложнее.
На этом фоне большинство судебных споров из-за фирменных цветов касаются попыток компаний обжаловать отказ Роспатента регистрировать цвет. Тем не менее, случаи, когда компания пытается отстоять право на уже зарегистрированный цвет, есть. В 2017 году Shell подала в суд на «Петровскнефтепродукт» за использование красного и желтого цветов в оформлении автозаправок. Поскольку у Shell было право на фирменные цвета, суд обязал «Петровскнефтепродукт» убрать с заправок все обозначения, которые напоминают оформление Shell.«Регистрация цветового товарного знака небольшой компанией, не особо известной на рынке, может расцениваться как злоупотребление: правообладатель сможет потребовать у своих более известных конкурентов прекратить использование зарегистрированного цвета», — пояснила она.