Компании заявителю было отказано в регистрации обозначения "apteka.ru" в качестве товарного знака. Данной обозначение было заявлено на регистрацию в отношении 35-го класса МКТУ "демонстрация товаров в сети интернет; информация и советы коммерческие потребителям в области выбора товаров и услуг в сети интернет; продажа розничная в сети интернет фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей, и иных аптечных товаров, в т.ч. предметов и средств для ухода за больными, предметов и средств для ухода за новорожденными, предметов и средств для ухода за детьми, не достигшими возраста трех лет, очковой оптики и средств ухода за ней, продуктов лечебного питания, продуктов детского питания, продуктов диетического питания, биологически активных добавок, парфюмерных средств, косметических средств; продвижение продаж для третьих лиц в сети интернет; публикация рекламных текстов в сети интернет; рассылка рекламных материалов в сети интернет; реклама, а именно размещение рекламных материалов третьих лиц в сети интернет; услуги интернет-аптек"; услуг 39-го класса МКТУ "доставка товаров, заказанных с использованием сети интернет" и услуг 41-го класса МКТУ "публикация текстовых материалов, за исключением рекламных, в сети интернет".
Административным органом установлено, что элемент "apteka" и ".ru" в отношении указанных услуг 35, 39, 41-го классов МКТУ характеризует заявленные услуги, указывает на деятельность заявителя, связанную с реализацией лекарственных препаратов и медицинских товаров через Интернет и, следовательно, является неохраняемым элементом на основании пункта 1 статьи 1483 ГК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе, указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Для доказательства приобретения обозначением различительной способности могут быть представлены в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В результате проведенного социологического исследования "Определение различительной способности обозначений "apteka.ru" и "аптека.ру", в июне 2020 года заявителю не удалось доказать, что в результате длительного и интенсивного использования обозначение приобрело различительную способность, так как отребителям знакомо обозначение, но не заявитель. К тому же установлено, что согласно сведениям из сети Интернет на дату приоритета заявленного обозначения (14.06.2019 года) словесный элемент "apteka" использовался различными российскими производителями, отличными от заявителя, в качестве указания на осуществляемый вид деятельности.
С уважением, Лидия Андреевна Хлямова
Руководитель отдела регистрации ОИС