В сегодняшней статье хочу привести судебное делопроизводство по нарушению авторских прав, которое рассматривалось в Суде по интеллектуальным правам в 2022 г.
В суд по интеллектуальным правам (СИП) обратилось ООО «N» с кассационной жалобой на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по исковому заявлению Общероссийской общественной организации "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская организация интеллектуальной собственности" к ООО «N» ", компании –владельца ресторана о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав исполнителей и изготовителей фонограмм в размере 87 000 руб.
ВОИС потребовала взыскать компенсацию за нарушение прав исполнителей и изготовителей фонограмм с компании-владельца ресторана. В ходе апелляционного разбирательства было установлено, что в помещении ресторана по телевизору публично исполнялись фонограммы без заключения соответствующих договоров.
В своем возражении ответчик привел заключенный с обществом "НТВ-Плюс" договор на услуги телевидения. Кроме того, общество компании –владельца ресторана имеет договор с ВОИС и платит авторское вознаграждение. Ответчик просил отменить решение апелляционного суда.
СИП, рассмотрев возражение, оставил постановление без изменения. Ответчик осуществлял публичное исполнение фонограмм в помещении ресторана, без заключения соответствующих договоров непосредственно с авторами музыкальных произведений либо с организацией по коллективному управлению правами.
ВОИС полагает, что обязанность по выплате авторского вознаграждения возлагается на ответчика в силу положений действующего законодательства Российской Федерации. Лицо, публично исполняющее произведение, - организация или гражданин, организующее такое исполнение, в т. ч. в месте, открытом для свободного посещения. Т. е. это тот, кто берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. Именно это лицо и должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе. Телекомпании лишь сообщают произведения в эфир или по кабелю, а ответчик, в свою очередь, своим волевым решением осуществляет публичное исполнение произведений с помощью телевидения.
Кроме того, в договоре ВОИС с обществом "НТВ-Плюс" последнему напрямую запрещалось предоставлять третьим лицам право использовать произведения, входящие в репертуар РАО, т. е. заключать сублицензионные договоры.
Пекарская Марианна Марленовна