Общеизвестный товарный знак - особая форма правовой охраны обозначений, имеющих широкую известность на территории Российской Федерации. Статус общеизвестного товарного знака по специальному заявлению может быть присвоен зарегистрированному товарному знаку или обозначению, которое стало широко известным среди потребителей на территории России в результате интенсивного использования в отношении товаров или услуг заявителя.
Для признания товарного знака или обозначения общеизвестным заявителем должны быть представлены заявление о признании товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным товарным знаком, а также материалы, подтверждающие его общеизвестность.
Перечень основных сведений, которые могут быть представлены для подтверждения общеизвестности товарного знака или обозначения приведены в подпункте 3 пункта 17 «Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком».
Такими доказательствами могут быть:
- сведения об интенсивности использования товарного знака или обозначения на территории РФ с указанием даты начала использования товарного знака, перечня населенных пунктов, в которых производилась реализация товаров, объем реализации товаров, способы использования товарного знака, среднегодовое количество потребителей товара, положение производителя на рынке в соответствующем секторе экономики и т.д.;
- сведения о странах, в которых товарный знак или обозначение приобрели широкую известность;
- сведения о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты);
- информация о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;
- отчет о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией.
Заявитель также может предоставить дополнительную информацию, подтверждающую широкую известность используемого обозначения. Например, заключение по результатам анализа частоты упоминания обозначения в СМИ, сведения об участии в различных публичных мероприятиях или отчет о доле покупателей, которые хотя бы раз приобретали товар.
Очевидно, что регистрация общеизвестного товарного знака – это длительный и трудоемкий процесс. Однако такая регистрация дает правообладателю не просто возможность практически неограниченного преследования нарушителей его исключительного права, она предоставляет производителям максимально эффективный инструмент для защиты своих прав, законных интересов и репутации от недобросовестных конкурентов.
Патентный поверенный РФ №1585
Обида Светлана Дмитриевна