Продолжая затронутую ранее тему наименований мест происхождения товаров, мы представляем аналитическую статью нашего патентоведа Полины Любимовой.
В последние годы в российскую нормативную базу вошел термин «географическое указание».
Такие географические указания происходят из наименований разных стран, например: French bean, French chop, French ice-cream – как символ признания французской кухни.
Стоит обратить внимание, что почти все сыры имеют географические названия (по стране производства или региону): швейцарский, голландский, латвийский, российский, костромской, угличский, ярославский и другие. Названия эти связаны с теми местностями, где эти сыры были изобретены.
На Западе рынки таких продуктов питания ежегодно растут, прибавляя по 3-7% в год. В настоящее время Россия заинтересовалась в таком активном развитии рынка.
В России понятие «географическое указание» до сих пор законодательно не утверждено. Однако законопроект о его введении в Гражданский кодекс был подготовлен и недавно опубликован Советом Федерации совместно с Роспатентом.
Пока же в России производитель может оформить только наименование места происхождения товара (НМПТ).
Что же такое «географическое указание»?
Географическое указание – это обозначение, фигурирующее на товарах, которые происходят из определенного географического региона и обладают свойствами, репутацией или характерными особенностями, обусловленными преимущественно местом их происхождения.
Географическое указание – это один из способов развития региональных брендов. В настоящее время выявлена потребность в охране более значительного количества существующих в России обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые по факту обладают определенным качеством и репутацией.
Принятие такого закона позволит производителям в облегченной форме получить право на использование средства индивидуализации товара, происходящего с определенной территории – географического указания.
Это объясняется тем, что необходимость предоставления заключения компетентного органа, подтверждающего наличие у производимого товара особых свойств, не требуется. Достаточно, чтобы производимый товар обладал определенным качеством/репутацией и хотя бы одна из стадий производства находилась в границах географического объекта, с территории которого будет происходить товар.
Предлагаемый режим правой охраны нового средства индивидуализации во многом схож с правовой охраной наименования места происхождения товара.
Проведем сравнение НМПТ и географических указаний.
ОИС |
ОИС |
|
НМПТ |
Географическое указание |
|
Плюсы
|
Исключительное право на использование наименования |
Исключительное право на использование товара |
Правообладатель может использовать на этикетке, упаковке, в рекламе, документах |
Простота сбора документов |
|
Ограниченный круг пользователей (правообладатели) |
Снижены требования к характеру связи между местом происхождения и свойствами товара |
|
Характеризует собой не только местность производства, но и включает в себя традиции, ремесла и обычаи |
Хотя бы одна из стадий производства товара, должна происходить в данном регионе |
|
Действует бессрочно при продлении каждые 10 лет |
Исключительное право позволяет его обладателям препятствовать использованию указания третьими сторонами, чьи продукты не отвечают применимым стандартам |
|
Используется на международном уровне |
||
Действует бессрочно при продлении каждые 10 лет |
||
Используется для характеристики уникальных свойств, зависящих от места производства продукции |
||
Минусы |
Необходимо готовить значительный комплект документов для регистрации |
Факт производства товара на конкретной территории не гарантирует уникальность этого товара |
Требование известности |
Правовая охрана прекращается при исчерпании особых свойств |
|
Правовая охрана прекращается при исчерпании особых свойств |
Относится только к региону, не к традиционным производствам |
Между данными объектами есть различия:
1. для государственной регистрации и получения исключительного права в отношении товаров, маркируемых охраняемым географическим указанием, отсутствует необходимость наличия у товара особых свойств;
2. в отношении географического указания отсутствует необходимость подтверждения наличия у товара особых свойств, заключение компетентного органа не требуется;
3. в отношении географического указания достаточно, чтобы хотя бы одна из стадий производства товара находилась на территории географического объекта, заявляемого в качестве географического указания.
В завершение хотелось бы отметить, что введение правовой охраны географического указания как нового объекта интеллектуальной собственности в России является своевременным шагом на пути поддержания отечественных производителей и в условиях выбранного Россией пути на импортозамещение и развития региональных брендов.
С уважением, Любимова Полина,
Патентовед