Рассмотрим ситуацию, когда в составе логотипа присутствует отдельный от словесного графического элемента (оригинальный символ, монограмма, стилизованное изображение какого-либо предмета или существа). Если вы уверены в том, что такой элемент разработан вами или дизайнером по вашему заказу полностью «с нуля» и без каких-либо заимствований, от проверки можно и отказаться. Но это не универсальная рекомендация - например, имеет значение степень сложности графического элемента, поскольку несложные символы или предметы вполне возможно одинаково изобразить и случайно. И если вы используете графический элемент вместе со словесным наименованием, рекомендуется воспользоваться полной проверкой и заказать так называемый «комбинированный» поиск.
Если логотип представляет собой словесный элемент, выполненный оригинальным шрифтом, формально такой товарный знак также является комбинированным, поскольку шрифт является его графической характеристикой. Но если логотип не включает дополнительно отдельную графическую эмблему, то, как правило, достаточно ограничиться поиском по словесной части и не заказывать комбинированную проверку. Тем не менее, в случае высокой степени оригинальности шрифта нельзя исключать, к примеру, что одна или несколько букв в составе слова могут воспроизводить начертание букв в составе охраняемых эмблем и монограммы. Однако такие случаи нельзя назвать распространенными.
Здесь также крайне желательно быть уверенными, что использованный шрифт не нарушает ничьи права – шрифты охраняются авторским правом, а также могут защищаться как промышленные образцы (патент на дизайн). Но с точки зрения правил оценки сходства товарных знаков использование одного и того же шрифта в отношении разных слов не определяет сходство знаков. Считается, что сходство комбинированных обозначений определяют словесные элементы.
В любом случае, не забывайте включать в договоры с дизайнерами пункты о гарантиях в отношении оригинальности разработанного логотипа. В частности, можно подробно расписать, что дизайнер обязуется создать логотип без использования графических шаблонов (клип-арт).
При заключении договоров с крупными брендинговыми агентствами или дизайнерскими бюро важно сразу решить вопрос их ответственности за предварительную проверку предлагаемых вариантов нейминга и дизайна. Необходимо четко определить, включена ли стоимость такой проверки в стоимость услуг, каким образом и на каких этапах разработки она будет проводиться.
Патентные поверенные нередко сталкиваются с ситуациями, когда клиент, ознакомившись с неблагоприятными результатами поиска, сетует на то, что успел понести существенные затраты на разработку названия и логотипа, а изменения потребуют примерно таких же затрат. Но нам остается только посочувствовать таким предпринимателям, а вам – выбирать, учиться на чужих или своих ошибках.
Спильник Анастасия, Патентный поверенный РФ №1838