Имя великого изобретателя Ивана Петровича Кулибина, пожалуй, известно всем. Оно даже стало нарицательным, когда говорят о талантливом изобретателе-самоучке. Современники же называли Кулибина нижегородским Архимедом.
Иван ещё с детства любил мастерить. Его отец одобрял увлечение сына, позволял заниматься токарным и слесарным делом, доставал книги по физике, химии и прочим естественным наукам. Постепенно Иван Петрович стал прекрасно разбираться в устройстве механизмов и предметов обихода, и даже мог их починить.
После смерти отца 23-летний Кулибин-младший открыл в Нижнем Новгороде часовую мастерскую. А когда юноша починил часы губернатору, о необыкновенном мастере пошла слава и в мастерскую стали обращаться многочисленные клиенты. В свободное время Иван изобретал разные устройства, придумывал часовые механизмы.
Изготовленные удивительной красоты карманные часы, в форме гусиного яйца, с боем, музыкой, подвижными фигурками, Кулибин преподнёс Екатерине II. Императрица восхитилась талантливым изобретателем и назначила его заведующим механической мастерской Петербургской академии наук.
В академии Иван Петрович вёл работы по многим направлениям, но любимым, по- прежнему, оставалось часовое дело. Под руководством Кулибина были созданы приборы для геодезии, акустики, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, астролябии, готовальни, барометры, точные весы, …
В 70-е годы XVIII столетия Кулибин спроектировал однопролётный деревянный мост через Неву, длиной 300 метров, значительно длиннее, чем другие мосты того времени, и даже построил его макет в масштабе 1:10. Модель моста была установлена и успешно испытана, и получила высокую оценку академической комиссии. Но проект так и не был реализован. Расчёты, сделанные по правилам сопрамата в 20 веке, подтвердили правильность расчётов Кулибина и доказали, что мост смог бы, с запасом, выдержать запланированную нагрузку.
Ивана Петровича, по распоряжению Екатерины II, в 1778 году «за успехи в механике», даже наградили золотой медалью на андреевской ленте с надписью «Достойному. Академия наук - механику Ивану Кулибину». Правительство посчитало, что таким образом изобретатель сторицей вознаграждён за свой мост.
Кулибин изобрёл фонарь-прожектор, в котором внутренний параболический отражатель состоял из маленьких кусочков зеркала. Источником света служила обычная свеча. Благодаря «Кулибинскому фонарю» можно было увидеть человека в темноте на расстоянии больше 500 шагов. Изобретение предназначалось для оснастки маяков, морских судов, для освещения улиц. Однако это изобретение, в основном, использовалось при развлечениях императорского двора. Несколько прожекторов всё же были изготовлены Кулибиным по заказам кораблевладельцев. Также, на основе системы прожектора, Кулибин изготовил фонарь для кареты. Однако, поскольку в то время отсутствовала защита прав на изобретение, фонари стали изготавливаться другими мастерами, что обесценило творение Ивана Петровича.
В 1793 году Кулибин сконструировал винтовой лифт для Екатерины II. Императрица, для перемещения между этажами Зимнего дворца, попросила сделать удобное устройство в виде кресла. Изобретатель спроектировал кресло, основание которого прикреплялось к оси-винту, и двигалось по нему, как гайка, а в движение приводилось одним крепким мужчиной.
Кулибин также разработал протез ноги. Испытателем механической ноги стал поручик Сергей Непейцын, который потерял ногу при штурме Очакова. Военного прозвали «Железная Нога», он вёл полноценную жизнь и не все догадывались, из-за чего он немного прихрамывает. Однако, вопреки положительным отзывам, производство протезов военным ведомством России не было реализовано.
К сожалению, большинство изобретений великого мастера не нашли поддержки у современников. Признавались и вызывали восхищение преимущественно изобретения для увеселения публики – затейливые фейерверки, хитроумные устройства, забавные игрушки.
В 1801 году Иван Петрович, устав от работы в Петербурге и разочаровавшись в отношении к его проектам, возвратился в Нижний Новгород.
Он продолжал изобретать. Кулибин придумал приспособления для расточки внутренних поверхностей цилиндров, машину для добычи соли, сеялки, мельничные машины. Сконструировал водоход, который мог передвигаться против течения, не требуя усилий бурлаков. Длинный трос закрепляли на берегу вверх по течению реки, и при помощи этого троса специальный механизм, который приводился в движение водяными колёсами, подтягивал водоход. Однако и это изобретение не оказалось востребованным. Несмотря на успешные испытания, чиновники из водного департамента сочли конструкцию слишком дорогой и неэффективной.
Умер Иван Петрович Кулибин в бедности, в 83 года. В конце жизни он признался, что он долго работал над созданием вечного двигателя.
Изобретатель Кулибин оставил в наследие около 2000 сложных технических чертежей различных механизмов и сооружений.
Фантазируйте, творите, изобретайте, и если возникнет желание запатентовать своё изобретение, то специалисты Первой Патентной Компании готовы Вам помочь!
Крылова Светлана Михайловна