Каждый из объектов интеллектуальной собственности, несомненно, имеет свои преимущества, и каждый в своей степени применим на предприятии в зависимости от его профиля.
Для признания исключительных прав на товарный знак, а также его охраны, необходимо провести процедуру регистрации. Этот этап является одним из важных управленческих решений предприятия, направленных на собственное развитие.
С процессом регистрации своего товарного знака затягивать нельзя, так как не избежать риска появления конкурентов, стремящихся воспользоваться популярностью данного обозначения.
Использование незарегистрированного обозначения в качестве товарного знака возможно только в том случае, если при этом не нарушаются исключительные права третьих лиц, но, для установление такого факта, необходимо постоянно проводить мониторинг рынка с целью установления рисков нарушения прав третьих лиц.
Помимо регистрации права, в функции управления входит и распоряжение ими. Распоряжаться можно рядом способов:
– предоставление лицензий;
– отчуждение;
– постановка на бухгалтерский учет в качестве нематериального актива;
– передача прав в составе других коммерческих сделок;
– возмещение убытков от незаконного использования;
–использование в собственной деятельности;
– использование особых форм коммерциализации, включая страхование и залог.
Товарный знак правообладатель может, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, размещать:
1) на товарах (на этикетках, упаковках);
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документах, когда товары вводятся в гражданский оборот;
4) в рекламе, на вывесках, в предложениях о продаже товаров;
5) в Интернете (в частности, в доменном имени).
Помимо различных форм использования, правообладатель имеет право и на защиту своего обозначения в случае нарушения его исключительных прав третьими лицами: за незаконное использование чужого средства индивидуализации предусматривается гражданская, административная и уголовная ответственность, в зависимости от степени причинённого ущерба.
Правообладатель должен понимать о возможности возникновения риска «размывания» товарного знака. Стремясь избежать уголовной ответственности, некоторые только частично копируют элементы, но некоторые, действуя на свой страх и риск, полностью копируют все идентификаторы популярного товара. Игнорировать копирование или подделку нельзя, так как рано или поздно производитель ощутит на себе изменение ситуации на рынке не в его пользу: снижение роста прибыли, негативные отзывы потребителей на качество продукции, потеря репутации.
Если у руководства компании есть понимание целей использования средств индивидуализации, тогда, как показывает практика, на это выделяют финансы, а возможность возникновения рисков снижается. Для этих целей необходимо создавать в организации систему учета и распоряжения исключительным правом. В стратегическом плане следует задумываться не только о функции имиджа или узнаваемости, но и о монетизации бизнеса в целом.
Подводя итог, можно сказать, что основной целью управления товарными знаками является максимизация прибыли, создание конкурентных преимуществ, капитализация объекта в целях превращения в более ценный актив.
Старший патентный эксперт