Бренд-сквоттинг или патентный тролинг – это деятельность по «захвату» чужих товарных знаков или по получению патентов, целью которой является не организация и развитие собственного бизнеса в котором будет применяться интеллектуальная собственность, а возможность через юридические инструменты запрещать использование зарегистрированного товарного знака и/или запатентованного решения третьим лицам. Работа сквоттеров заключается в том, что на их имя зарегистрировано большое количество общепринятых слов. Так же сквоттеры выявляют обозначения, которые компании или предприниматели уже используют в каком-либо виде, но не озаботились своевременной регистрацией товарных знаков, и регистрируют на свое имя тождественные или сходные до степени смешения товарные знаки, а затем предъявляют требования и претензии о нарушении уже своих товарных знаков.
В «портфель» некоторых бренд-сквоттеров входит около 800 товарных знаков и более 2000 заявок на товарные знаки. В картотеке арбитражных дел имеются данные более, чем о 500 исках известных бренд-сквоттеров с требованиями о взыскании компенсаций. Только с недавнего времени суды стали признавать бренд-сквоттеров недобросовестными лицами, которые аккумулируют права на товарные знаки, а их деятельность вступающей в противоречие с основной функцией товарного знака, состоящей в индивидуализации товаров правообладателя и являющейся актом недобросовестной конкуренции. В ряде рассмотренных дел суды признали, что бренд-сквоттеры лишь создают видимость предпринимательской деятельности.
Защита от бренд-сквоттеров это всегда очень сложные, длительные и дорогостоящие дела, исход которых зависит от многих обстоятельств и, даже если удается избежать выплаты компенсаций за «нарушенные права», то вопрос возможности дальнейшего использования такого товарного знака остается под вопросом и необходимо либо выкупать права, либо менять названия.
Что бы избежать этих крайне неприятных ситуаций необходимо:
1. своевременно регистрировать используемые в своем бизнесе обозначения в качестве товарных знаков;
2. проверять обозначения на предмет наличия прав третьих лиц, путем проведения поисков, как среди зарегистрированных товарных знаков, так и среди поданных заявок;
3. при подаче заявок на регистрацию товарных знаков тщательно продумывать перечень товаров и услуг, ведь именно он определяет объем правовой охраны будущего товарного знака.
Более подробно по этому и любому другому вопросу, связанному с охраной и защитой интеллектуальной собственности, обращайтесь к из нашим специалистам и патентным поверенным.
Берегите свою интеллектуальную собственность.
С уважением, Екатерина Осоргина
Патентный поверенный РФ 1100