Всем нам так известный и горячо любимый шоколадный Дед Мороз появился в нашей стране еще во второй половине XIX века. Более того, прообраз «Киндер-сюрприза» также берет свое начало именно в нашей стране.
Пустотные фигуры из шоколада придумали представители купеческой династии Абрикосовых. Именно они были основателями современного кондитерского концерна "Бабаевский".
Алексей Абрикосов первым в России выпустил в продажу товар, в который он придумал вкладывать открытки, картинки, бумажные игрушки, мозаики.
Алексею Абрикосову мы обязаны появлением неизменных новогодних подарков для детей - обернутых в фольгу шоколадных зайцев и Дедов Морозов.
Абрикосовский шоколад в 19-м веке в России пользовался безусловной популярностью. Его было принято дарить по праздникам, на именины.
Но все же основным "потребителем" были дети. Потому на конфетных и шоколадных обертках в изобилии присутствуют всевозможные сказочные персонажи. Алексей Абрикосов первым в России выпустил в продажу товар, который можно было обернуть в цветную фольгу и при этом поместить внутрь шоколадного изделия сюрприз для ребенка.
Создание торговой марки "Абрикосов" проходило по всем классическим законам маркетинга. "Полный комплекс рекламных услуг", как сказали бы сейчас, включал и наружную рекламу, и рекламу в газетах, и рекламные акции. Имя Абрикосова красовалось на афишных тумбах, плакатах, вывесках на фасадах домов и в витринах. Издавались специальные красочные прейскуранты - прообразы современных рекламных буклетов. Устраивались благотворительные акции. Например, в один из юбилеев Пушкина всем гимназистам Москвы раздали шоколадки с портретом поэта. А в придачу к покупке всем вручались карманные календарики с указанием праздничных дней. Газеты пестрели как рекламными "модулями" Абрикосовых, так и оперативными сообщениями о выпуске очередной новинки - "халвы сахарной", "конфект" или, к примеру, "мармелада "Лилипут"". Заканчивались такие заметки призывом к читателям: "Требуйте!".
Потом, когда у Абрикосовых появились фирменные магазины - роскошно оформленные, блиставшие зеркалами и хрусталем, с вышколенными приказчиками, - оригинальные рекламные акции стали проводиться и на месте продаж. Например, однажды в одной из газет появлялась "новость" о том, что в одном магазине Абрикосовых продавщицами работают только блондинки, а в другом - только брюнетки. Покупатели немедленно отправились проверять, так ли это на самом деле, и... заодно, естественно, купили коробку печенья или фрукты в шоколаде.
"Абрикосовская" упаковка была настолько удивительна, что становилась предметом коллекционирования. Мешочки, корзинки, бонбоньерки для шоколада, конфет, печенья, мармелада; баночки для варенья и компотов. Разнообразные коробочки и коробки - металлические, жестяные, обтянутые бархатом, из лозы, картона и дерева, дешевые и дорогие, простые и изысканные. Сегодня одного взгляда на эту упаковку достаточно, чтобы понять, насколько грамотно Абрикосовы определяли "целевых потребителей" своей продукции.
Во время национализации и разрухи кондитерская фабрика Абрикосовых устояла, но потеряла свое первоначальное имя. Слесарю Петру Бабаеву, известному лишь тем, что он какое-то время возглавлял Сокольнический райисполком, и в голову не могло прийти, что через два года после смерти его именем назовут не что-нибудь, а конфетную фабрику. В качестве кондитера при жизни он никак не прославился. Поэтому на этикетках еще долго писали: "Фабрика им. рабочего П. А. Бабаева", а следом в скобках - "быв. Абрикосова". (источник )
Патентный поверенный РФ №1729
Терехов Сергей