Прообразы современных канатных дорог появились ещё в глубокой древности, в Азии. Чтобы транспортировать людей и грузы через пропасти в горах, реки и другие препятствия были изобретены подвесные дороги, в основе которых были канаты, сплетённые из волокон растений или шкур животных. Для облегчения транспортировки подвешивали корзины, в которые могли помещаться не только грузы, но и люди.
Первое сохранившееся упоминание о канатном транспорте было сделано в 1515 году и относилось к фуникулёру, поднимающему грузы и людей по крутому склону, в австрийском Зальцбурге.
Первое зарегистрированное изобретение, относящееся к механической пассажирской канатной дороге, принадлежит Фаусто Веранзио. Спроектированная им в 1616 году кресельная переправа имела две опоры и предназначалась для передвижения людей. Однако это изобретение не было реализовано.
В 1644 году в Гданьске построили первую в мире канатную механизированную дорогу, имеющую несколько опор, длиной чуть больше 200 метров. Её спроектировал Адам Вайбе. Канатная дорога предназначалась для перемещения через реку грунта, использовавшегося при строительстве оборонительных укреплений. В движение канатную дорогу приводили лошади.
В 1834 году немецким инженером Альбертом Фогтсом был изобретён металлический канат, сплетённый из стальной проволоки и обладающий высокой прочностью. Это изобретение позволило проектировать канатные дороги для перевозки людей.
Рядом с швейцарским городом Шаффхаузеном в 1866 году построили подвесную канатную дорогу, соединяющую берег Рейна и турбинную станцию, находящуюся посреди реки. Канатная дорога была на ручном управлении и имела одну двухместную кабинку. Она служила для перевозки людей к месту работы и обратно. Эту дорогу наверное можно считать первой подвесной канатной дорогой для перевозки людей.
Первую канатную дорогу в России построили в 1871 году рядом с железнодорожной станцией Покров Владимирской губернии. Она служила для перевозки пиломатериалов через заболоченную местность.
Активное развитие канатного транспорта происходит на рубеже 20 века и связано с возросшей популярностью катания на горных лыжах. Для строительства канатной дороги нужны нерастяжимый стальной канат, двигатель и установка опор, что существенно дешевле, чем строительство железнодорожных путей, и даже прокладка автомобильной дороги. К тому же перемещение лыжников происходит намного быстрее.
Канатные дороги используют и как городской транспорт. В феврале 2012 года между Нижним Новгородом и Бором была построена первая в России канатная дорога в качестве междугороднего транспорта. Эта дорога имеет длину 3700 метров, в том числе пролёт над судоходной Волгой - 870 метров. Канатная дорога оснащена восьмиместными кабинами, её пропускная способность около 2000 человек в час. Время в пути около 12,5 минут, что существенно экономит время в пути. Кроме того, канатка стала одной из «визитных карточек» Нижнего Новгорода и привлекает множество туристов.
Наблюдайте, фантазируйте, творите, изобретайте, и если возникнет желание запатентовать своё изобретение, то специалисты Первой Патентной Компании готовы Вам помочь!
Крылова Светлана Михайловна