Компания приобретала продукцию, которая закупалась у контрагента для дальнейшей реализации. Правообладатель товарного знака, сходного с обозначением, которое было размещено на продаваемых товарах, обратилось в суд за незаконное использование зарегистрированного товарного знака. Правообладатель просит взыскать с организации 50 000 рублей компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак, а также 301 рубль судебных расходов на получение доказательств, 219 рублей 54 копейки почтовых расходов, 2 000 рублей судебных расходов на уплату государственной пошлины по иску.
Пунктом 1 статьи 1477 ГК РФ признается исключительное право на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (пункт 1 статьи 1484 ГК РФ).
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (пункт 1 статьи 1484 ГК РФ).
Ответственность за незаконное использование товарного знака предусмотрена статьей 1515 ГК РФ, при этом истец вправе выбрать способ защиты своего нарушенного права по своему усмотрению. В силу пункта 4 указанной статьи правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя выплаты компенсации: 1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; 2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Компания - ответчик не согласилась с взысканием компенсации за нарушение прав на товарный знак, поскольку реализованная продукция была закуплена у третьего лица. Суд по интеллектуальным правам (СИП) пояснил, что приобретение товара ответчиком у третьего лица, не исключает его вину, поскольку ответчику необходимо было удостовериться, что контрагент не нарушает права третьих лиц на спорный объект интеллектуальной собственности. Ответчик должен был проявить внимательность и ответственность в своих действиях, и тем самым предотвратить негативные последствия для себя.
Таким образом, ответственность за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности распространяется, как на производителей, так и на компании, которые занимаются исключительно реализацией таких товаров.
С уважением, Лидия Андреевна Хлямова
Руководитель отдела регистрации ОИС