Юристы московского метрополитена смогли доказать, что пауэрбанки и зарядка для мобильных устройств пересекаются со сферой деятельности компании.
В сентябре 2021 года 9-й арбитражный апелляционный суд подтвердил решение первой инстанции по иску Московского метрополитена и взыскал с ООО «Заряд!» 4,47 млн руб. компенсации за нарушение исключительных прав на серию товарных знаков, исключительное право на которые принадлежит ГУП г. Москвы «Московский ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина» (дело № А40-179887/2019). ООО «Заряд!», сдающая в аренду зарядные устройства и пауэрбанки, использовала на своих автоматах и рекламе дугообразный графический элемент, который метрополитен посчитал сходным с его собственной символикой.
Метрополитен обнаружил это еще в декабре 2018 года, а в июле 2019-го обратился в суд. ООО «Заряд!» не признала нарушение, однако пообещала скорректировать символику для меньшего сходства. Первоначально суды первой и апелляционной инстанции отказали в удовлетворении иска. «Заряд!» утверждал, что транспортная сфера и аренда зарядных устройств не являются однородными услугами и смешения брендов у потребеителей произойти не может. Кроме того, суды сочли, что символика «Заряда!» вполне существенно отличается от обозначений метрополитена, зарегистрированных в качестве товарных знаков.
Суд по интеллектуальным правам в июле 2020-го отменил акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение. СИП указал, что судам следовало учесть, какие элементы — сильные или слабые — совпадают на товарных знаках сторон, а также обратить особе внимание на то, что для признания нарушения достаточно даже вероятности смешения обозначений, используемых в коммерческом обороте. Данное обстоятельство может возникнуть между однородными товарами и при низкой степени сходства. К тому же, нижестоящие инстанции ошибочно сравнили с услугами «Заряд!» основной вид деятельности истца; в то время как в метро также можно зарядить мобильные устройства. Более того, столичный метрополитен также продает пауэрбанки с фирменным обозначением в качестве сувенирной продукции.
При новом рассмотрении АСГМ и 9-й ААС признали обоснованность требований метрополитена. Как показал проведенный социологический опрос, до 73% потребителей считают бренды истца и ответчика единой серией товарных знаков, а их сходство признали до 86% опрошенных.
Суды признали деятельность компании ООО «Заряд!» по использованию спорного обозначения нарушением исключительных прав на товарные знаки Метрополитена, обязали «Заряд!» выплатить компенсацию в размере 4,47 млн. руб. за незаконное использование товарного знака и вывести из оборота всё оборудование, маркированное обозначением, признанным нарушающим права правообладателя.
Патентный поверенный РФ №1729
Терехов Сергей