Последнее время в средствах массовой информации публикуется информация о подаче заявок или регистрации резонансных товарных знаков. Российский бизнес и предприниматели подали в Роспатент более 50 заявок на регистрацию известных международных товарных знаков, владельцы которых приостановили или прекратили работу в России. Среди них — заявки на регистрацию товарных знаков платежных систем Mastercard и American Express, автомобилей Audi и BMW, одежды, спортивных товаров и косметики Leviʼs, Nike и Christian Dior. Ситуация с товарными знаками «дядя Ваня» и «McDonald’s», Nespresso и Nezpresso и т.п. широко обсуждается в обществе. При этом нередко в публикациях содержатся сведения о том, что обозначения уже «одобрены» Роспатентом. Может создаться впечатление, что очень скоро такие «одобренные» товарные знаки окажутся на товарах или вывесках организаций.
Основой для подобных заявлений, вероятно, служит публикуемая на официальном сайте Роспатента информация о поданных заявках на товарные знаки. Следует отметить, что Роспатент обязан публиковать сведения обо всех поданных заявках с целью обеспечения возможности ознакомления с ними любых лиц. Вместе с тем, такая публикация говорит лишь о том, что заявка на товарный знак поступила в Роспатент, получила свой порядковый номер и приоритет. Стоит отдельно подчеркнуть, что подача заявки на товарный знак в Роспатент, ее прием и присвоение порядкового номера не предусматривает автоматическое предоставление правовой охраны поданному обозначению в качестве товарного знака.
Чтобы обозначение получило правовую охрану, требуется прохождение двух этапов экспертизы (формальная экспертиза и экспертиза заявленного обозначения), на которых происходит проверка обозначения на соответствие требованиям законодательства – Гражданского кодекса РФ и подзаконных нормативно-правовых актов. По результатам экспертизы Роспатентом принимается решение о государственной регистрации товарного знака (то самое «одобрено») либо об отказе в регистрации товарного знака.
При этом следует обратить особое внимание, что в России законодательство в сфере интеллектуальной собственности в части регистрации товарных знаков не менялось! Наличие ранее зарегистрированного тождественного или сходного товарного знака по-прежнему является препятствием к регистрации обозначения, согласно действующему законодательству. Только на основании положительного решения, принятого по итогам экспертизы, происходит регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков РФ. В этот момент заявитель становится обладателем исключительного права на товарный знак.
Патентный поверенный РФ №1585
Обида Светлана Дмитриевна