В интернете можно найти немало рекламных объявлений, в которых предлагается защита идей. Давайте разберемся, возможно ли это в теории и на практике.
В соответствии с российским законодательством правовой охране подлежат объекты интеллектуальной собственности, перечень которых прямо предусмотрен законодательством. При этом законодательство содержит специальные пояснения относительно того, что именно охраняется или, наоборот, не подлежит охране в качестве определенного объекта.
В качестве идей можно рассматривать различные концепции в сфере организации и управления бизнесом, правила игр, способы ведения предпринимательской деятельности, некоторые научно-исследовательские методы и т.п.
1. Почему идеи не охраняются авторским правом?
В соответствии с п. 4 ст. 1259 ГК РФ авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.
Это значит, что рецепт блюда, например, или текст компьютерной программы, будет охраняться так же, как какое-нибудь стихотворение. Охраняться будет только "творческая форма выражения" автора - то есть, например, у текстового объекта - чисто текст. Одно и то же идейное содержание не защищено от реализации в иной форме выражения (пересказа другими словами). При этом текст, описывающий содержание идеи, будет охраняться от «тупого копирования» или достаточно близкой переработки.
Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 1259 ГК, не являются объектами авторских прав сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.
2. Почему идеи не охраняются патентным правом?
Запатентованы (в качестве изобретений или полезных моделей) могут быть технические решения. Законодательством прямо установлен перечень непатентоспособных объектов, к которым относятся (п. 5 ст. 1351 ГК РФ):
- открытия;
- научные теории и математические методы;
- решения, заключающиеся только в представлении информации;
- правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
- программы для ЭВМ.
3. Что же делать? И как все-таки можно охранять подобную информацию.
Существует такой инструмент правовой охраны как секреты производства.
В соответствии со статьей 1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.
Ст. 1466.1 ГК РФ: обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его любым не противоречащим закону способом (исключительное право на секрет производства), в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным правом.
Распоряжаться – означает передать полностью право или предоставить право использования секрета производства по договору, в рамках которого можно предусмотреть санкции за разглашение и т.п.
При этом, как только секрет производства разглашается, он перестает существовать как охраняемый объект и становится ничем не охраняемой информацией.
Ст. 1466.2 ГК РФ: лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства. Имеется в виду, что кто-то, кто самостоятельно пришел к такой же идее, пока она необщедоступна, также может оформить ее как секрет производства. То есть, в такой ситуации вы друг о друге и не узнаете, пока у кого-то из вас такая информация не утечет и не потеряет статус охраняемой.
Однако следует понимать, что на практике достаточно сложно контролировать распространение секретных сведений.
4. Какие услуги предлагаются под видом защиты идей?
Наиболее часто под видом защиты идей предлагаются услуги по регистрации авторских прав. Однако это всего лишь способы подтверждения фактов существования различных произведений в какой-либо объективной форме на определенную дату. Такая регистрация не защищает идейное содержание объектов. Кроме того, она даже не удостоверяет принадлежность авторских прав, а только фиксирует, что кто-то предъявил объект на регистрацию.
Патентование возможно только в отношении идей, представляющих собой технические решения (осуществляемых посредством каких-либо устройств либо способов решения технических задач).
Регистрация товарного знака не предусматривает охраны идейной концепции бренда и защищает лишь внешние ее аспекты.
СПИЛЬНИК АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВНА
Патентный поверенный РФ №1838