В конце 2017 года председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко провела заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности на тему "Региональные бренды как важнейший инструмент социально-экономического развития". Региональные бренды, то есть средства индивидуализации товаров, которые ассоциируются с конкретными регионами, способствуют развитию и продвижению этих регионов в России и в мире. В связи с чем, как сказала Валентина Ивановна, они имеют высокую ценность, потенциально сопоставимую с ценностью таких природных ресурсов как газ, нефть, металлы. При этом она отметила, что более чем из трети субъектов Российской Федерации не подавалось ни одной заявки на регистрацию НМПТ.
По итогам заседания Совета по вопросам интеллектуальной собственности была поставлена задача максимального развития и продвижения региональных брендов. Более того, председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко поручила каждому сенатору провести работу, направленную на выявление и регистрацию, по меньшей мере, двух НМПТ в каждом регионе.
Известные примеры региональных брендов, зарегистрированных в качестве наименований места происхождения товаров (НМПТ) – "Вологодское масло", "Астраханские арбузы", "Оренбургский пуховый платок", "Семеновская хохлома", "Гжель".
На начало декабря 2017 года в России было зарегистрировано 137 наименований мест происхождения российских товаров, из которых только шесть располагаются на Дальнем Востоке (минеральная вода "Аршан" в Республике Бурятия; минеральные воды "Кука", "Кука-7" и "Кука Курортная 45" — в Забайкальском крае; минеральная вода "Константиновская-1" — в Амурской области; минеральная вода "Шмаковка" — в Приморском крае).
После проведения заседания Совета по вопросам интеллектуальной собственности, то есть с декабря 2017 года, Роспатентом зарегистрировано еще 52 наименования мест происхождения российских товаров, относящихся к 29 субъектам Российской Федерации. 16 регионов выявили два и более региональных бренда, которые были зарегистрированы в качестве НМПТ.
Так, например, были зарегистрированы следующие наименования: "Астраханская осетровая икра" и "Астраханская томатная паста", "Мед горного Алтая", "Адыгейский чай", "сыр Улейма", "Уинский мед", "Торжокское золотое шитье", "Столбушинский сбитень", "Дымковская игрушка", "Таймырский сиг" и т.д.
Развитию идеи региональных брендов также будет способствовать и то, что в июле 2020 года в Гражданском кодексе Российской Федерации появится дополнительное средство индивидуализации, имеющее территориальную привязку, — географическое указание.
Географическое указание будет служить для обозначения товара, качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением.
Несмотря на то, что Дальневосточный федеральный округ территориально является самым крупным федеральным округом и все дальневосточные регионы имеют свою природную, климатическую и культурную специфику, активность в выявлении и регистрации НМПТ проявил только Камчатский край, на территории которого было зарегистрировано три НМПТ ("Камчатская нерка", "Кулон Камчатский" и "сельдь Олюторская"). Хотя стоит отметить, что регистрация НМПТ "сельдь Олютоская" может в будущем вызывать некоторые сложности, связанные с тем, что добыча и переработка данной рыбы может осуществляться не только камчатскими рыболовецкими компаниями, но и организациями из других регионов Дальнего Востока и России.
Большая часть дальневосточных регионов, а именно: Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область, Хабаровский край, Магаданская и Сахалинская области, по-прежнему не имеет ни одного охраняемого НМПТ, несмотря на наличие природных богатств, самобытного народного творчества и традиционных ремесел.
Так, например, Республика Саха (Якутия) могла бы претендовать на регистрацию в качестве НМПТ известного якутского ножа, а также резных изделий костей и бивней.
Приморский край ассоциируется с морепродуктами, таежными дикоросами, экологически чистой сельскохозяйственной продукцией, увлекательным и разнообразным туризмом. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года предусматривает формирование и укрепление региональных брендов. Однако, к сожалению, деятельность в этом направлении нельзя назвать активной.
Кроме минеральной воды "Шмаковка" региональными брендами Приморского края, полагаем, могли бы являться Приморский таежный мед и продукция из таежных дикоросов, различные настойки и напитки с использованием таежных трав, ягод, кореньев.
Крайне важным аспектом регионального бренда является возможность его коллективного использования региональными производителями, а также возможность защиты от неправомерного использования иными лицами.
Такие возможности обеспечивает регистрация НМПТ или коллективного товарного знака. Это позволяет всем региональным производителям, при соблюдении определенных требований, использовать региональный бренд, участвовать в его продвижении на российском и международном рынках, а также обеспечивать его защиту. Ценность регионального бренда, в этом случае, как правило, увеличивается, поскольку все производители должны обеспечивать необходимый уровень качества товаров, а также вносить свой вклад в продвижение и рекламу регионального бренда.
Коллективное использование регионального бренда позволяет производителям объединять усилия, связанные не только с информационным продвижением, но и с его защитой в России и за рубежом, что при объединении усилий приведет и к снижению издержек каждого предпринимателя. То есть региональный бренд, при должной координации действий со стороны государственных органов и предпринимателей, может быть важным инструментом продвижения и защиты экспортеров.
Регистрация же товарного знака, содержащего указание на город, регион или иную местность, в пользу какой-то одной конкретной организации обеспечивает получение индивидуальных преимуществ исключительно такой организацией, которая становится правообладателем товарного знака. Такие товарные знаки, как правило, не способствую развитию местного предпринимательского сообщества, честной конкуренции, повышению экономического потенциала региона и его продвижению. Таким образом, не происходит достижения целей, которые должны достигаться региональным брендом.
В связи с этим, считаем, что вопросы выявления, регистрации и использования региональных брендов требуют особого внимания и контроля со стороны региональной власти, объединений предпринимателей и бизнес-сообщества.