Возможна ли регистрация международного непатентованного наименования лекарственного средства в качестве товарного знака, и каковы последствия данной регистрации?
Согласно пункту 16 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», международное непатентованное наименование определяется как наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения («ВОЗ»). Существуют и не имеющие обязательной юридической силы резолюции ВОЗ, указывающие на недопустимость регистрации в качестве товарных знаков международного непатентованного наименования или производного от него наименования.
Действующие нормы российского законодательства об основаниях для отказа в регистрации товарного знака запрещают регистрацию в качестве товарного знака в том числе обозначений, не обладающих различительной способностью или вошедших во всеобщее употребление, а также вводящих потребителей в заблуждение. Однако данные нормы прямо не указывают на то, что регистрация международного непатентованного наименования в качестве товарного знака не допускается.
Таким образом, теоретически любая фармацевтическая компания может осуществить действия по регистрации в качестве товарного знака международного непатентованного наименования (или обозначения, схожего с ним) и в результате сразу же получить определенную узнаваемость у потребителей лекарственных средств. Но, из прецедентной российской судебной практики видно, что регистрация товарного знака, тождественного либо сходного до степени смешения с международным непатентованным наименованием, может быть признана недействительной Решением Суда.
Явным доказательством угрозы признания недействительной регистрации в качестве товарного знака «спорного» наименования послужило громкое судебное дело о возражении третьих лиц против регистрации в качестве товарного знака обозначения, сходного с международным непатентованным наименованием. 28 февраля Высший Арбитражный Суд РФ признал недействительным решение Роспатента и аннулировал регистрацию товарного знака "Карнитон" из-за его схожести до степени смешения с международным непатентованным названием действующего вещества "карнитин".
Рассматривая это дело, Высший Арбитражный суд РФ обратил внимание на тот факт, что, вынося решение, Апелляционный и Кассационный суды не учли резолюцию ВОЗ 1993 года, согласно которой Россия, как участник ВОЗ, обязана препятствовать использованию в составе "нелекарственных" товарных знаков международные непатентованные наименования или производные от них. Решение Роспатента о регистрации товарного знака "Карнитон" нарушает требования этой резолюции. Истцы направили в ВОЗ письмо с просьбой проверить, конфликтуют ли названия "карнитон" и "карнитин", и получили утвердительный ответ.
В итоге, ВАС РФ подчеркнул невозможность регистрации международного непатентованного наименования в качестве товарного знака, аргументировав свою позицию следующими доводами:
• международное непатентованное наименование попадает под определение общепринятого термина, поскольку является наименованием фармакологического вещества, тем самым оно не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака;
• регистрация международного непатентованного наименования в качестве товарного знака может вводить потребителей в заблуждение, поскольку таким товарным знаком впоследствии могут маркироваться не только лекарственные средства;
• если одна компания зарегистрировала международное непатентованное наименование в качестве товарного знака, другие игроки фарм-рынка могут встретить препятствия для производства лекарственных средств одной фармакологической группы, а сам правообладатель такого товарного знака будет лишен средств защиты;
• регистрация международного непатентованного наименования в качестве товарного знака противоречит публичным интересам и ограничивает конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Президиум ВАС отменил решения трех предыдущих судов и аннулировал регистрацию товарного знака "Карнитон", тем самым полностью удовлетворив требования истцов. Постановление ВАС обжалованию не подлежит и вступает в силу сразу после вынесения. Решения такого уровня имеют силу закона и носят прецедентный характер.
Дорогие производители лекарственных (фармацевтических) препаратов! При выборе названий для своих продуктов, учитывайте риск обжалования регистрации обозначений, даже минимально сходных с международными непатентованными наименованиями!
С уважением, патентовед
ООО «Первая патентная компания»
Лина Линдели