Как мы уже рассказывали товарные знаки нельзя путать с фирменными наименованиями, которые также предназначены для индивидуализации, но только не товаров конкретного производителя, а для индивидуализации самого производителя товаров, т. е. с целью его отличия от других производителей. В соответствии с ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование является обязательным атрибутом юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Товарный знак нельзя путать и с коммерческим обозначением, поскольку последний предназначен для индивидуализации торговых, промышленных и иных предприятий правообладателя – предпринимателя.
Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ФОИС) (п. 1 ст. 1491 ГК РФ).
Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз. В соответствии со ст. 1485 ГК РФ правообладатель может проставлять рядом с товарным знаком знак охраны в виде латинской буквы «R» или той же буквы в окружности ® либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», указывающий на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.
Довольно часто в публикациях вместо термина «товарный знак» используют термин «торговая марка», а также термин бренд. Термин «торговая марка» пришел в Россию с дословного перевода с английского языка – Trade Mark и означает, практически, то же самое, что и термин «товарный знак». Однако в отечественной юриспруденции пользуются термином «товарный знак». Именно этот термин используется в ГК РФ. Второй термин – «бренд» часто используется маркетологами и оценщиками интеллектуальной собственности для обозначения товарного знака в совокупности с его свойствами, известными потребителям. Это образ, который появляется в сознании потребителя как реакция на товарный знак, гарантия производителя постоянно предоставлять потребителю товара специфический набор качеств, ценностей и услуг. Иначе, бренд – это коммерческое воплощение репутации товара или услуг.
В настоящее время в 32 странах мира ежегодно выбираются БРЕНДЫ ГОДА и в конце года победителям вручаются престижные бизнес-награды EFFIE как символы деловой репутации, завоеванной на рынке, у конечного потребителя и в деловом сообществе.
Британская исследовательская компания Millward Brown (входит в коммуникационную группу WPP) представила рейтинг 100 самых дорогих глобальных брендов 2013 года (BrandZ Global TOP 100).
Поскольку бренд – это коммерческое воплощение репутации товара или услуг, то вполне возможно задаться вопросом его стоимости. Первое место в мировом рейтинге брендов, как и год назад, заняла торговая марка корпорации Apple со стоимостью бренда в $ 185,071 млрд. (против $ 182,951 млрд. в 2012 году). Корпорация Apple смогла сохранить первое место в рейтинге, несмотря на существенное замедление динамики роста своего бренда. Рост стоимости этого бренда составил лищь 1% за минувший год против 19% в 2012 году. Вторую и третью строчку рейтинга глобальных брендов, вслед за Apple, также заняли бренды компаний из высокотехнологичной сферы — Google ($ 113,669 млрд.) и IBM ($ 112,536 млрд.), поменявшиеся местами по сравнению с прошлым годом.
Первая десятка рейтинга 100 самых дорогих глобальных брендов 2013 года выглядит следующим образом:
Apple — $ 185,071 млрд.
Google — $ 113,669 млрд.
IBM — $ 112,536 млрд.
McDonald’s — $ 90,256 млрд.
Coca Cola — $ 78,415 млрд.
AT & T — $ 75,507 млрд.
Microsoft — $ 69,814 млрд.
Marlboro — $ 69,383 млрд.
Visa — $ 56,060 млрд.
China Mobile — $ 55,368 млрд.
Россия в текущем рейтинге представлена брендами двух компаний: финансовая организация «Сбербанк» (70 место; $ 12,655 млрд.) и оператор сотовой связи МТС (принадлежит ОАО «Мобильные ТелеСистемы») (82 место; $ 10,633 млрд.). В этом году «Сбербанк» стал самым дорогим российским брендом. Стоимость его бренда по сравнению с 2012 годом выросла на 19%, что позволило крупнейшему российскому банку подняться в рейтинге на 4 позиции. Следует отметить, что до 2008 года российских брендов в глобальном рейтинге 100 самых дорогих глобальных брендов не было. Вероятно, тогда нижняя граница стоимости бренда была для них слишком высокой. Общая стоимость 100 крупнейших брендов планеты стабильно растет и, по оценке экспертов Millward Brown, составляет в этом году $ 2,6 трлн. В период между 2006 и 2012 годами общая стоимость BrandZ Top 100 выросла на 66%. В этом году порог для вхождения в список составил $ 8,790 млрд. — именно столько стоит бренд автомобильной компании Volkswagen, занявший последнее — 100 место.
Ведущий патентовед Первой Патентной Компании
Анна Баранова
Тел.: +7(495) 604 42 47 доб. 15