Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Свидетельство о регистрации товарного знака является активом предприятия, который предоставляет исключительное право обладания. Данное право способствует избавлению рынка от подделок, является инструментом для маркетингового развития, стартом к заключению франшиз. В процессе продвижения продукта приобретается репутация, узнаваемость бренда, заслуживается доверие у покупателей. Всё это требует защиты продукции от контрафакта, подделок и несанкционированного пользования именем. Все трудозатраты в выше перечисленном направлены, конечно же, на увеличение выручки путем оптимальной реализации продукции. В этом и заключается ценность известного товарного знака. Изначальные вложения денежных средств в бренд в последующем приводят к получению дополнительных денежных доходов. Само по себе имя может становиться своего рода наценкой к стоимости продукта. Также товарный знак отражает эффективность маркетинговой политики компании. Любому правообладателю выгодно создавать и развивать методы повышения стоимости собственного имени.
На протяжении всего срока владения товарным знаком у правообладателя возникает необходимость в его оценке. Она позволяет определить ценность исключительного или неисключительного права обладания в денежной форме. В процессе применяются следующие подходы:
- расчет затрат;
- сравнение;
- доходный способ.
Что дает оценка товарного знака?
В случае возникновения ситуации, при которой собственник компании решает т увеличить стоимость собственной компании, товарный знак может стать одним из самых ценных нематериальных активов бизнеса. После постановки товарного знака на баланс организации предприниматель может рассчитывать, например, на объявление более высокой цены за компанию. Чаще всего это весомый аргумент на переговорах. Также товарный знак открывает возможность запросить более выгодные условия по кредитованию в банке.
Кроме этого, если учредитель планирует заключить лицензию, то экспертная оценка помогает ему определить обоснованную цену. В случаях, когда сделка оформляется между связанными лицами, например, для повышения эффективности уплаты налогов, оценщик помогает сторонам соглашения снизить риски при визите налоговых проверяющих.
Также оценка может потребоваться при разбирательстве из-за неправомерного использования чужого товарного знака. Определение размера упущенной выгоды необходимо для аргументации запрошенной суммы возмещения убытков.
В процессе осуществления оценки товарного знака основные акценты падают на определение рыночной стоимости знака, при которой устанавливается реальная цена продажи товарного знака с учетом того, что стороны сделки действуют логично и обдуманно, соблюдают собственные интересы и владеют информацией о продаваемом продукте, либо определяется инвестиционная ценность предмета сделки для инвестора в случаях, когда оценка товарного знака производится для включения его в уставной капитал предприятия.
Методология оценки стоимости товарного знака, как правило, включает в себя следующие подходы:
- доходный - производится расчет денежных потоков, протекающих благодаря товарному знаку (позволяет понять, сколько прибыли инвестор сможет извлечь из приобретения товарного знака);
- затратный - определяется, сколько средств уйдет на создание такого же продукта (объемы вложений, которые потребуются для создания идентичного товарного знака или аналога с похожими показателями эффективности);
- сравнительный – осуществляется сравнение с аналогами на рынке.
Оценка товарного знака позволяет правообладателю определиться в вопросах оптимизации расходования денежных средств компании при продвижении маркируемого им товара/услуги. Данная процедура также важна и при оптимизации расходов компании, представленных в виде роялти за использование товарного знака по договору.
Патентный поверенный РФ №1729.