Чтобы вывести на рынок товаров и услуг новый бренд нужно приложить немало творческих усилий при его создании, а также заранее просчитать ряд рисков.
Основное внимание уделяется, как правило, работе консультантов по брендингу, проведению опросов и фокус-групп, которые позволяют получить обратную связь относительно рассматриваемых вариантов бренда, деятельности маркетологов, которые создают историю бренда и готовят рекламную кампанию для его вывода на рынок.
Все выше перечисленное не будет иметь никакого смысла без обеспечения охраны товарного знака.
Одним из важнейших этапов в создании надежного, охраняемого бренда является проверка товарного знака на тождество и сходство. Подходы к проведению такой проверки могут различаться. В этом ключе, безусловно, стратегия проведения такого поиска должна быть максимально эффективной.
Для начала, конечно же, необходимо определиться с временными рамками и бюджетом.
Маркетологи, как правило, хотят вывести бренд на рынок сразу после утверждения бизнес-планов. Очень важно понимать, что это может оказаться невозможным. Необходимо время для проверки обозначения на тождество и сходство. Также следует определиться с объемом проверки, который зависит от конкурентной среды, от территории реализации товара и т.д. Для быстрой и качественной подготовки в этом вопросе опыт и знания патентных поверенных – это неоценимый вклад в будущий успех.
Далее следует определиться с классами международной классификации товаров и услуг.
При определении с классификацией следует руководствоваться не только четкой конкретикой, отражающей насущную необходимость, но и рассмотреть смежные позиции классификатора. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы получить стратегическое преимущество.
Конкурент, использующий схожее обозначение в отношении смежного класса товаров или услуг, мог расширить его использование на товары или услуги того класса, который представляет интерес для вашего обозначения, но при этом мог еще и не подать заявку на регистрацию в отношении соответствующих товаров или услуг. Не исключено, что конкурент может принять решение о расширении использования товарного знака на другие классы товаров в будущем.
Важно также учесть риски, связанные с описательностью знаков. Статья 1483 Гражданского кодекса РФ содержит в себе перечень положений для отказа в регистрации в качестве товарного знака заявленного обозначения.
Выбранное обозначение должно быть «сильным». Фантазийность обозначения является первоочередным залогом успешной регистрации и последующей надежной защиты своего товарного знака.
Тем не менее многие компании придерживаются противоположного подхода и хотят, чтобы товарный знак давал покупателю некоторое представление о том, что он приобретает. Чем более описательным является товарный знак, тем больше трудностей возникает при его проверке на тождество и сходство. Реестры заполнены сходными знаками, требующими анализа зачастую небольших различий. Когда элементы знака широко используются в определенной области или носят описательный характер, необходимо учитывать следующие аспекты: сколько существует таких знаков; используются ли они другой компанией для продуктов, которые полностью или частично совпадают с продуктами, для которых будет использоваться предлагаемый знак, и сильно ли они схожи с предлагаемым знаком.
В настоящее время существует множество сервисов, которые обещают и обеспечивают быстрый, достаточно углубленный поиск по товарным знакам. Однако полученные таким образом результаты, конечно же, требуют тщательного юридического анализа и основательной оценки.
Таким образом, процесс подготовки перед подачей заявки на товарный знак по своей сути является наиважнейшим этапом при создании нового бренда на рынке товаров или услуг. От совокупности всех стратегических решений при выводе нового обозначения на рынок зависит не только его успешная регистрация, но, что более важно, его надежное и защищенное существование.
Патентный поверенный РФ №1729.