Музей польской водки, который открылся в Варшаве год назад, сразу вошел в чарт самых посещаемых мест Варшавы и дело не только в дегустации. Музей стал частью ревитализированного пространства бывшего водочного завода «Koneser». Музей занял лишь одно из зданий бывшей фабрики, остальные цеха остались за ресторанами, барами, мастерскими дизайнеров, пространствами для развития детей. Здесь даже находится салон Тесла, хотя еще десять лет назад эта часть города считалась почти трущобами.
Крепкий алкоголь, который употребляли славяне, не сразу стали называть водкой. Поляки называли его гожалкой, русские — хлебным вином. История уходит корнями в XV—XVI века. Но слово водка знакомо всему миру.
Обе страны претендуют на то, что водка является часть культурного кода нации. Славянское слово понятное без перевода стало частью информационной войны между Польшей и СССР, которая длилась почти 10 лет. Вильям Похлебкин защитил на этом диссертацию, изрядно погрели руки юристы международных арбитражных судов. Хотя СССР в итоге смог настоять на своем, на первых порах Польша чуть было не вырвала право на водочный бренд. Дело начало раскручиваться в 1972 году.
Водочную войну разожгла «Пепси-Кола». Она решила обойти конкурента «Кока-Колу» и выдвинуться на советский рынок. В 1972 году заводы по производству американской газировки стали строить в Новороссийске, затем в других городах. В замен Пепси предложила провести рекламную кампанию русской водки в Америке. Финансовые схемы в СССР были на редкость просты. Деньги вообще не использовались. Пепси-колу продавали за рубли, а на вырученные деньги американцы закупали водку «Столичная», которую реализовывали в США.
Реально американцы получали водку на сумму проданной пепси. Бартерная сделка заставила американцев покрутиться. Чтобы продать русскую водку, Пепси провела успешную рекламную кампанию.
Она строилась на элитарности русской водки. Русская водка — признак избранности, это модно. Продажа русской (советской) водки в Америке в начале 1970-х возросла и все, кто до того времени поставлял водку на американский рынок остался за кадром, подвинули даже бренд Смирнофф.
Поляки проявили необычайную решительность и в 1978 году заявили свои права на бренд «водка». Большой брат (СССР), который, хоть и признавал за поляками предрасположенность к бунту, ошалел от такой наглости. Считалось, что Советский Союз как старший регулирует вопросы экономики в странах соцблока.
История борьбы Пепси-колы за рынок русской водки в Америке в музее остается немного за бортом. Акцент делается на дерзком иске, который подала Польша в Международный арбитражный суд в 1978 году, об исключительном праве на бренд «водка». Первыми, кто решил потягаться с СССР были американские производители из числа русских эмигрантов, но по их иску суд принял решение, что что страны, которые претендуют на исключительное право на бренд «водка», должны доказать, что производство водки впервые было начато именно на их территории. Прецедент на закрепление продукта за определенной территорией или страной был. До водки права оспаривали на виски, коньяк, шнапс.
Первая попытка СССР защитить интересы провалилась. Предоставленные документы не прошли историческую экспертизу. Оказалось, что исследований по русской водке не существует и специалистов по этому вопросу нет. Делить водку на свою и чужую в то время не додумались. И патентов не заводили. Тем более, что большая часть Польши в то время была часть Российской империи.
Тогда историк Вилим Похлебкин получил свой исторический шанс. К нему обратилось министерство внешней торговли с просьбой найти исторические свидетельства, которые можно было бы представить в международном арбитражном суде и дало безграничную свободу в допуске к любым архивам.
Похлебкин сделал то, что от него требовалось. Он нашел свидетельства, что водка на Руси изготовлялась уже не позднее 1478 г. и изобретена в 1440−70-е гг., т. е. раньше, чем в Польше.
В результате суд в 1982 г. признал за СССР право называть свою водку водкой. Правда, никто такого права не отнял и у поляков. Но и поляки не почувствовали себя ущемленными, им не запретили называть свою водку водкой. Разозлившись не на шутку, Советский Союз провел на Западе рекламную кампанию: «Только водка из России — настоящая русская водка!»
Конец истории спора СССР и Польши в отношении прав на водку, в музейном рассказе немного смазывается. Вместо точки, ставится многоточие. Зато уральцы имеют все шансы стать частью экспозиции этого популярного музея, благодаря семье Поклевских-Козелл, которую в XIX веке называли водочными королями Урала.
Семья Поклевских обосновалась на Урале в средине XIX столетия. После успешной государственной службы основателя династии в Западной Сибири. В начале 1840-х Альфонс Поклевский-Козелл приехал в Сибирь в качестве чиновника особых поручений при генерал-губернаторе Западной Сибири. Должность предполагала организацию логистики правительственных доставок. После выхода в отставку Поклевский обладал значительным опытом, состоянием, связями и знанием местной экономики. Основной капитал он решил вложил в водочное производство. Тактика была проста — давить и подминать под себя мелких заводчиков так долго, насколько возможно, и не дать подняться серьезным конкурентам. Два десятилетия Поклевский-Козелл держал монополию на самую доходную отрасль уральской экономики — производство водки, а затем до конца жизни продолжал оставаться крупнейшим продуцентом крепких и слабоалкогольных напитков. Поклевский был поляком и топовый менеджмент фирмы был в основном из числа поляков. Именно поэтому Поклевскому решили предложить место в пантеоне польских водочных королей. В Екатеринбурге Поклевским принадлежало несколько домов, водочный завод, питейные заведения и лавки.
Капитальное строительство Поклевских до сих пор используют в разных городах. В зданиях расположены школы, музеи, больницы, даже детский сад сотрудников Эрмитажа в Питере. Но производство погибло в эпоху переделов конца 1990-х —начала 2000-х. Польская фабрика тоже закрылась в 2007 году, но ее судьба оказалась более завидной. Правда, сейчас в польской водке крутится французский капитал, но французы оказались деликатны к польской истории.