В целях максимального объема охраны иногда имеет смысл указывать в заявке смежные категории товаров, относящихся к дополнительным классам. Например, косметические средства для домашнего ухода (03 класс) и лечебная косметика (05 класс). Класс 05 (изделия фармацевтические, препараты медицинские и ветеринарные) также включает лечебные настои и чаи, которые можно дополнительно указать к соответствующим нелекарственным товарам 30 класса МКТУ. Такие примеры следует учитывать и в целях предварительной проверки знаков.
Производители как пива, так и крепкой алкогольной продукции, как правило, подают на регистрацию два класса – 32 (пиво, безалкогольные напитки) и 33 (вино, крепкий алкоголь).
Многие производители продуктов питания нередко заявляют на регистрацию «пищевые» классы (29 и 30) полностью, даже если предполагаемый ассортимент относится только к одному из них. Это может быть вызвано стремлением ограничить использование сходных обозначений в отношении товаров, которые формально не являются однородными. Например, бренд относится исключительно к молочной продукции в 29 классе, но производитель дополнительно заявляет 30 класс, препятствуя использованию сходных обозначений в отношении мороженного, кондитерских изделий и многих других формально неоднородных категорий товаров. Тем не менее, следует учитывать возможность досрочного прекращения действия товарных знаков в случае их неиспользования, в связи с чем в отсутствие самостоятельного использования бренда по отдельным категориям потребуется «обновлять» такую регистрацию, периодически подавая новые заявки.
Если продукт представляет собой информационную технологию, в целях оптимального объема охраны товарного знака рекомендуется охватить как любые доступные форматы его представления (загружаемое ПО в классе 09 или программное обеспечение как услуга в 42 классе), так и его назначение (например, управление персоналом или бухгалтерское обслуживание в 35 классе, управление инвестициями или обеспечение электронных расчетов в 36 классе, услуги социальных сетей или службы знакомств в 45 классе).
Если официальный классификатор не содержит подходящего наименования для вашего продукта и соответствующих ему по смыслу широких формулировок, следует учитывать, что формулировки МКТУ носят рекомендательный характер, а указание в заявке нестандартных терминов допустимо.
Экспертиза Роспатента часто сопротивляется включению в заявки нестандартных формулировок и может направить запрос с требованием их корректировки – например, предложив заменить их какими-либо доступными официальными терминами. Данная позиция экспертизы обусловлена тем, что использование стандартных формулировок МКТУ облегчает впоследствии проведение автоматизированного поиска по базам данных. Тем не менее, если возможно представить доказательства широкого использования нового термина в определенном понятном потребителю значении, нередко удается отстоять его сохранение в заявленном перечне.
Для того, чтобы быть уверенными в отсутствии необходимого термина в МКТУ, нужно хорошо ориентироваться в классификаторе. Например, МКТУ не содержит термин «аксессуары для мобильных электронных устройств». Экспертиза не позволит заявить такую неопределенную формулировку и потребует ее конкретизировать. Практически все известные на сегодняшний день категории таких аксессуаров (например, чехлы, зарядные устройства, пленки защитные) в классификаторе есть. Так, например, МКТУ не содержит наименования «селфи-палка», но содержит релевантный термин «моноподы (штативы ручные)».
Аналогичным образом МКТУ охватывает практически все известные автомобильные запчасти и аксессуары, которые отнесены к достаточно широкому перечню классов (см., например, сведения о регистрации товарных знаков №310202 «БИ БИ» и №634313 «АВТО 49»).
Особенно нуждается в конкретизации крайне востребованная категория «сувенирной продукции» - например, посвященной персонажу мультфильма или популярной игры (см., например, перечень для товарного знака №600525 «МИНЬОНЫ»). Это могут быть:
- печатная и полиграфическая продукция, канцтовары (16 класс);
- чехлы для мобильных телефонов, магниты (09 класс);
- сумки, рюкзаки, ремни, зонты (18 класс);
- одежда, обувь и головные уборы (25 класс);
- игрушки и игровые фигурки (28 класс);
- украшения, брелки (14 класс);
- предметы домашнего обихода (20, 21 классы).
Нередко, с учетом данных предварительной проверки, а также результатов переговоров с правообладателями сходных знаков о сосуществовании, приходится ограничивать формулировки широко востребованных товаров и услуг. Так допускается параллельная регистрация сходных обозначений в отношении программного обеспечения, имеющего разное назначение и круг потребителей (например, программа для любительской обработки фотографий и программный комплекс для медицинских анализов, приобретаемый медицинскими учреждениями) или же в отношении торговых услуг, относящихся к разным категориям товаров (например, магазины одежды или алкогольной продукции).
Спильник Анастасия, Патентный поверенный РФ №1838