В действующем законодательстве отсутствует понятие «региональный бренд», в то же время, в силу его широкого использования, под этим понятием подразумевают зарегистрированные в Роспатенте средства индивидуализации, а именно, географические указания, наименования места происхождения товаров и товарные знаки (знаки обслуживания), элементы которых содержат указание на географическую область, в которой локализовано производство товара или предоставление услуги.
Чтобы облегчить регистрацию региональных брендов в Гражданский Кодекс 27 июля 2020 года ввели новый объект интеллектуальной собственности — «географическое указание».
Географическое указание - обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара). На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара.
Введение в Гражданский Кодекс нового объекта интеллектуальной собственности – географического указания – обусловлено потребностью в охране более значительного количества отечественных обозначений, указывающих на географическое происхождение, обладающих определенным качеством, репутацией, наличием тенденции обеспечения эффективной правовой охраны географических указаний в мире. При этом регистрация географического указания имеет ряд преимуществ. Это - более «мягкие» требования по сравнению с НМПТ, обеспечение возможности регистрации географических указаний иностранного происхождения, охраняемых в стране происхождения товара не в качестве НМПТ.
Производители товара получают существенные преимущества от регистрации географического указания (ГУ), так как зарегистрированное ГУ дает возможность отличать продукцию производителя от продукции конкурента, успешно продвигать товар на рынке, увеличить объем реализации товара, расширять и развивать производство, а у потребителей повышается уверенность в качестве товара, растет доверие к производителю.
Кроме того, зарегистрированные ГУ способствуют развитию экономики региона, повышают его конкурентоспособность и репутацию, позволяют завоевать новые российские и зарубежные рынки с помощью товаров регионального происхождения, повышают привлекательность туристического бизнеса региона.
Проведенные социологические показывают, что две трети россиян знают, какими товарами славится их регион. Назвать местные бренды смогли 68% опрошенных. Самым популярным региональным брендом является «Тульский пряник» (57%), «Оренбургский пуховый платок» знают 37 % респондентов, а 35 % вспомнили «Адыгейский сыр».
Кроме того, россиянам известны такие региональные бренды как амурский тигр, астраханский арбуз, вологодское масло, башкирский мед, калининградский янтарь, хохломская роспись, камчатский краб, алтайский мед, гжельская роспись, татарский чак-чак, уральские самоцветы и краснодарский чай.
Согласно данным Роспатента, заявки на регистрацию региональных брендов (географических указаний и наименований мест происхождения товаров) продолжают поступать. Так в мае этого года были зарегистрированы «бахметьевский хрусталь» и «осетинская костюмная кукла», а в июне зарегистрировали «шадринский пряник» и «адыгейскую соль». Таким образом, в списке региональных брендов уже 288 наименований.
С.Д. Обида