Правительство не поддержало законопроект, разработанный группой из 15 сенаторов «О признании общим достоянием самых известных советских брендов».
Законопроект предполагал внесение изменений в ст. 1484 ГК РФ и его суть заключалась в том, что любое российское юридическое лицо, которое до осени 1992 года «производило продукцию под обозначением, тождественным товарному знаку или сходным с ним до степени смешения, сохраняет право на дальнейшее использование этого обозначения на условиях безвозмездной лицензии вне зависимости от того, кому этот знак принадлежит сейчас». Аргументом для создания законопроекта авторы называют тот факт, что большинство «советских» товарных знаков, массово использовавшихся на территории бывшего СССР, находятся в частных руках. И любые попытки использовать такие бренды заканчиваются баснословными исками.
Хочется отметить, что в СССР не занимались охраной брендов. Все «советские бренды» создавались на государственные деньги, товары под этими марками выпускались на различных предприятиях по всей стране, устойчивый спрос на такую продукцию и доверие потребителей складывалось годами. Газировка «Буратино», папиросы «Беломорканал» и другие известные торговые марки могли производиться одновременно несколькими предприятиями. И в этом смысле «советские бренды» являются узнаваемыми на всей территории бывшего СССР.
Однако во время распада СССР и массовой приватизации был принят Закон о товарных знаках, когда многие компании зарегистрировали товарные знаки на себя и в течение 20 лет активно работали над поддержанием узнаваемости бренда и высокого качества выпускаемой продукции. Сейчас выросло уже целое поколение, у которого тот или иной «советский бренд» ассоциируется с конкретным российским производителем, а представленный законопроект не предусматривает соблюдение условий качества продукции, что может привести к «размытию» бренда и снижению спроса на товары, выпускаемые под ним.
Ситуация, безусловно, неоднозначная, но мы уверены, что Правительство рассмотрело данный вопрос со всех сторон и его решение обосновано. Во избежание любых спорных ситуаций связанных с «советскими брендами» специалисты Первой патентной компании рекомендуют выпускать продукты под своими уникальными товарными знаками и не забывать, что потребитель выбирает не просто наименование бренда, но и высокий уровень качества выпускаемой продукции.
С уважением
Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности
Гиниятуллина Ирина Акдасовна
8 (499) 755 61 83
8 (495) 604 42 47 (доб.31)