24 сентября 2018 года Федеральная служба по интеллектуальной собственности зарегистрировала товарный знак «Мраморный». Правообладатель — индивидуальный предприниматель Э.В. Багаев (г. Курск), пишет The DairyNews со ссылкой на пресс-службу Молочного союза России.
Сыр с придуманным названием «Мраморный» имеет недолгую историю. Появился он на прилавках советских магазинов в 80-х годах прошлого века и стал стремительно приобретать популярность среди любителей сыров.
Сегодня в промышленных масштабах его производят в значительных объемах в России, Беларуси и Украине. Достаточно сказать, что одно из крупных сыродельных предприятий РФ ежегодно производит, в среднем, 700 т. сыра «Мраморный».
Для унификации и стандартизации требований качества и безопасности сыра «Мраморный» специалистами ГНУ НИИ маслоделия и сыроделия г.Углич был разработан СТО ВНИИМС 007-2011 «Сыр «Мраморный». Технические условия».
Сыр мраморный является полутвердым сычужным продуктом, приготовленным на основе коровьего молока. Такой сыр имеет ряд особенностей, главной из которых является сочетание нескольких его разновидностей. Одна из них окрашивается натуральным красителем, благодаря чему получается красивый сыр со своеобразным, похожим на мрамор рисунком на срезе. Вкус этого сыра также не отстает от его выразительной окраски: по отзывам экспертов, продукт имеет нежный сладковатый сырный вкус со сливочными и пикантными нотками. По сути, мраморный сыр представляет собой смесь из двух сычужных кисломолочных сыров, один из которых окрашен натуральным красителем в оранжевый цвет.
После регистрации товарного знака «Мраморный» Э.В. Багаевым у предприятий молочной отрасли России и других стран, поставляющих в Россию сыр «Мраморный», уже сейчас, судя по письмам в адрес Молочного союза России, возникают проблемы при использовании названия «Мраморный» при производстве, реализации и экспорте/импорте сыра.
При реализации правообладания маркой закон запрещает использование слова «Мраморный» для наименования сыра, если он произведен без ведома правообладателя.
По имеющейся информации, в настоящее время Э.В. Багаев не является производителем сыра, и, возможно, заинтересован в получении прибыли за счет продажи другим предприятиям права использования данного наименования. Однако, скорее всего, не все предприятия могут покупать такое право.
В случае организации производства сыра «Мраморный» в будущем, вряд ли правообладатель может обеспечить потребности в этом продукте на территории России. Это, в итоге, приведет к потере популярного наименования высококачественного молочного продукта, и нанесет значительный урон молочной отрасли в целом и потребителям данного продукта.
Руководство Молочного союза России считает, что регистрация товарного знака «Мраморный» для сыра была проведена Федеральной службой по интеллектуальной собственности без должной проработки и глубокого изучения ситуации в молочной отрасли, и без учета на этапе “Экспертиза заявленного обозначения” того, что название «Мраморный» для сыра давно является общеизвестным (общеупотребляемым), брендовым, и может быть сопоставимо с такими наименованиями молочной продукции, как «масло сливочное «Крестьянское», «сыр плавленый «Янтарь», «сыр «Костромской» и т.п.
Несколько лет назад в отрасли была подобная ситуация для сыра «Адыгейского». В 2004 году Роспатент по заявлению предприятия Молочный завод «Шовгеновский» зарегистрировал обозначение «сыр Адыгейский» в качестве наименования места происхождения товара (НМПТ). В 2009 году исключительное право на использование наименования места происхождения товара «сыр Адыгейский» получает предприятие молочный завод «Гиагинский», в 2011 году исключительное право на использование НМПТ «сыр Адыгейский» продлевает до 2021 года молочный завод «Шовгеновский». Оба предприятия расположены в Республике Адыгея. По решению арбитражного суда было запрещено использование названия «сыр Адыгейский» для предприятий молочной отрасли, кроме предприятий Адыгеи. Результатом введения такого запрета стало серьезное сокращение рынка Адыгейского сыра в России. По данным розничного аудита компании AC Nielsen, рынок Адыгейского сыра в 2017 г. упал на 15,2 %. Этот факт резко отрицательно сказывается на экономическом развитии сектора и инвестиционной привлекательности сыродельной отрасли в регионах. Аналогичная ситуация может произойти и с сыром «Мраморный».
Поскольку решение данного вопроса представляет большой интерес для предприятий молочной отрасли Молочный союз России совместно с секретариатом ТК470/МТК532 направил соответствующие письма на имя Министра сельского хозяйства России Д.Н.Патрушева и Руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности России Г.П.Ивлеева с просьбой поддержать консолидированную позицию экспертного сообщества молочной отрасли РФ по проблеме регистрации товарного знака «Мраморный», и признать недействительным предоставление правовой охраны товарного знака «Мраморный» (номер государственной регистрации 632377) для наименования сыра.