Законодательство о защите интеллектуальной собственности в РФ сформировалось уже достаточно давно, однако преимущества регистрации исключительного права долгое время не было в фокусе внимания предпринимателей. Проявляя беспечность в отношении необходимости регистрации торговой марки, многие компании оказывались жертвами «патентного троллинга»: когда злоумышленник, зарегистрировавший товарный знак или другой объект интеллектуальной собственности, получает право подать в суд на производителей, владельцев аналогичной продукции.
В настоящее время набирают обороты судебные споры, когда крупные фирмы всячески защищают свой бренд от копирующих ее дизайн конкурентов. Такие тяжбы, как правило, длятся годами, так как касаются решения вопроса о схожести одного обозначения с другим и компенсацией ущерба.
Так, объектами неправомерного использования на территории России уже становились товарные знаки FIFA, нефтегазовой компании Shell, Сбербанка, производителя макаронных изделий «Макфа» и т.д.
Один из недавно завершившихся споров о недобросовестной конкуренции между крупным и мелким бизнесом касался эксплуатации горно-алтайской заправкой товарных знаков «Роснефти». Было установлено, что АЗС в Горно-Алтайске использовала дизайн и название, до степени смешения схожие с брендом крупнейшей в мире компании-производителя нефти.
По этой причине сначала Арбитражный суд, а затем и Суд по интеллектуальным правам встали на сторону заявителя и удовлетворили требования «Роснефти» о компенсации пяти миллионов рублей за нарушение исключительного права на товарный знак. В конце июля 2020 г. справедливость этих выводов подтвердила и кассационная инстанция, завершив многолетнюю тяжбу.
Размеры компенсаций в некоторых делах действительно таковы, что не сильно превышают затраты на ведение спора (учитывая к тому же тенденцию к занижению взыскиваемых судебных издержек). Но многие правообладатели (особенно крупные) понимают, что их товарный знак - это не просто способ получить деньги через суд. Это инструмент, который позволяет сохранить репутацию компании и ее продукции в глазах клиентов и партнеров, что, безусловно, приносит положительный эффект, но его денежное выражение вычислить сложно.
Еще одна причина - демонстрация недобросовестным конкурентам неотвратимости наказания. Если компания активно защищает свой товарный знак в судах, потенциальный нарушитель дважды подумает, стоит ли связываться именно с этим брендом или лучше найти более равнодушную жертву.
Стоит заметить, что в данном деле «Роснефть» защищала весьма абстрактное изображение цветных линий, которое изначально обладало слабой различительной способностью, но, видимо, приобрело ее в силу активного использования самой «Роснефтью», что и позволило зарегистрировать товарный знак».
Исполнительный директор, М.М. Пекарская