Причина №1: соблюдение требований маркетплейса
На сегодняшний день наличие товарного знака или иного документа, подтверждающего ваши права распоряжаться брендом, является обязательным. Это может быть Свидетельство на товарный знак (если вы сами правообладатель), заявка на товарный знак (если вы только начали процесс регистрации прав), лицензия (если у вас есть договоренности с данным брендом). Т.е. отсутствие данных документов предполагает отказ от размещения своих товаров на данной площадке.
Причина №2: страховка от случайного нарушения чужих прав и потери собственного бренда
Казалось бы, вы можете смело размещаться на площадке, если по каким-то причинам предоставление документов на товарный знак не является обязательным. Однако, все не так просто.
Допустим, вы входите на виртуальные витрины со своим брендом, а затем получаете иск от правообладателя на компенсацию в размере 5 млн рублей. Такое может произойти, если название вашего бренда совпадет или будет сходным с чужим товарным знаком. Кроме того, что вы не сможете работать на этом маркетплейсе, вам придется произвести ребрендинг, потому что правообладатель запретит вам использовать его товарный знак. Конечно же, есть такой вариант, что правообладатель скорее всего направит иск маркетплейсу за то, что тот разместил контрафактный товар (товар, на котором размещен чужой товарный знак). Действительно, такие случаи есть. Но в договоре с маркетплейсом может быть оговорка, а скорее всего это именно так, что нарушитель (вы) будет обязан компенсировать штрафы за нарушение чужой интеллектуальной собственности.
Причина №3: защита нескольких ключевых элементов бизнеса
Регистрация своего бренда в качестве товарного знака нужна не только для того, чтобы выйти на определенный маркетплейс. Например, у вас есть бренд одежды “ППК”, который вы зарегистрировали в качестве товарного знака. Защита распространяется на всё, где вы используете данное или похожие наименование:
/ доменное имя вашего сайта (доменная зона не имеет значения): ppk.ru, ppk.com, ппк.рф и т.д.
/ бирки, упаковки или маркировки продукции.
/ Ваша группа, страница или канал в соцсетях: название группы “Официальная страница бренда одежды «ППК», короткий url vk.com/ppk, vk.com/ppk_moscow и т.д.
Логотип также можно защитить с помощью товарного знака (работает по тому же принципу, что и словесное наименование).
Причина №4: защита собственных прав при попытках их нарушения третьими лицами
Если вы обнаружили, что недобросовестные конкуренты паразитируют на вашем бренде, то вы можете:
/ Убрать с виртуальных и реальных полок товары нарушителей
/ Прекращать показы контекстной рекламы с вашим брендом
/ Аннулировать похожие домены сайтов-подражателей
/ Блокировать фейковые группы в соцсетях
Обратиться в суд и требовать до 5 млн рублей компенсации (за одно нарушение), и многое другое.
Кстати говоря, чем популярнее ваш бренд, тем выше вероятность, что недобросовестные конкуренты воспользуется вашей незащищенностью и зарегистрирует товарный знак раньше вас, после чего направят вам претензию о нарушении его исключительного права. И тогда вам уже придется доказывать, что вы были первым.
Если вы уже столкнулись с нарушением, то напишите нам – мы поможем подготовиться и отстоять ваши интересы.
Причина №5: выход на зарубежные маркетплейсы
Если у Вас в планах продавать товары под своим брендом на иностранных площадках, то вам необходимо зарегистрировать товарный знак в этой стране. Например, вы хотите разместиться на Amazon.com. Для этого вам понадобится регистрация товарного знака в США.
Помощник патентного поверенного,
эксперт по товарным знакам